Материалы, сварка и контроль качества сварки

56. Материалы для изготовления и ремонта металлокнструкций грузоподъемных машин и деталей мехаизмов должны применяться в соответствии с государственными стандартами на изготовление грузоподъемных машин.

Качество примененного металла для расчетных элементов и деталей должно быть подтверждено сертификатом завода-поставщика металла.

В тех случаях, когда в государственном стандарте отсутствует указания по применению материалов, материал должен выбираться с учетом температурных условий в районе эксплуатации крана по марочнику, разработанному головным научно-исследовательским институтом по краностроению. В жтом случае расчетная температура воздуха в районе эксплуатации крана должна указываться организацией, заказывающей кран. В паспорте крана заводом -изготовителем должна указываться минимальная температура при которой допускается работа крана. Поставка и перебазировка кранов должна производиться в соответствии с температурным режимом работы крана, указанном в его паспорте. Материалы, ранее не применявшиеся для изготовления металлокнструкций грузоподъемных машин, могут быть допущены к применению по рекомендации головного научно -исследовательского института по краностоению, согласованной с Ростехнадзором (Госгортехнадзором СССР).

57. Чугунное литье по качеству не ниже марки СЧ 15-32 по ГОСТ 1412-70 "Отливки из серого чугуна" может применяться для изготовления:

а) зубчатых, червячных и ходовых колес грузоподъемных машин с ручным приводом;

б) червячных колес грузоподъемных машин с машинным приводом, предназначенных для легкого режима работы, при окружной скорости червяка не более 1,5 м/с;

в) червячных колес с ободом из бронзы, независимо от рода привода и режима работы грузоподемной машины;

г) барабанов, корпусов редукторов и блоков, за исключением блоков стреловых и башенных кранов;

д) колодок тормозов, кронштейнов барабанов и корпусов подшипников.

Для тормозных шкивов механизмов передвижения и поворота грузоподхемных машин допускается применение отливок по качеству не ниже марки СЧ 28-40 по ГОСТ 11283-65 "Краны портальные. Технические требования". Для изготовления проитивовесов и несиловых деталей марка отливок не регламентируется.

58. Сварка несущих элементов кранов должна производиться в соответствиями с требованиями инструкции по технологии сварки, разработанной с учетом специфики свариваемого изделия. Инструкция по технологии сварки должна разрабатываться предприятием, осущетвляющим изготовление, реконструкцию или ремонт кранов, или соответствующей специализированной организацией исзодя из условий обеспечения высокого качества и надежности выполняемых сврных соединений.

59. Расчетные сварные соединения основных (рабочих) элементов металлоконструкций должны выполняться с применением электродов по ГОСТ 9466-60 "Электроды металлические для дуговой сварки сталей и наплавки. Размеры и общие тезнические требования", по ГОСТ 9467-70 "Электроды металлические для дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы" или сварочной проволоки по ГОСТ 2246-70 "Проволока стальная сварочная"

60. Сварочные материалы, применяемые для сварки стальных конструкций кранов, должны обеспечивать механические свойства металла шва и сварного соединения ( предел прочности, предел теучести, относительное удлинение, угол загиба, ударную вязкость) не ниже нижнего предла указанных свойств основного металла конструкции, установленного для данной марки стали Государственным стандартом или техническим условиями. Это требование распространяется также на приварку перил и подвесных лестниц. При применении в одном соединении сталей разных марок механические свойства направленного металла дожны соответствовать свойствам стали с наибольшим предлом прочности.Марки присадочных материалов, флюсов и защитных газов должны указываться в технических условиях на изготовление, ремонт или рекострукцию кранов.

61. Для сварки ответственных элементов металлокострукций, приварки перил и лестниц на кране должны допускаться сварщики, выдержавшие испытания в соответствии с Правилами испытания электосварщиков и газосварщиков.

62. Призватки элементов сварных соединений при сборке должны выполняться сварщиками той же самой квалификации с использованием тех же сварочных материалов, как и при выполнении сварных швов.

63. При разработке конструкции сварных соединений необходимо руководствоваться следующим:

а) конструкция сварных соединений должна предусматривать возможность удобного доступа для выполнения швов и их контроля. Стыковые швы по возможности должны иметь доступ для выполнения сварки с обех сторон;

б) угловые швы тавровых соединений в сечении, как правило, должны иметь вогнутое или плоское очертание поверхности с плавным переходом к основному металлу;

в) наибольшая высота углового шва не должна превышать 0,7 толщины более токого из соединяемых элементов;

г) угловые швы допускаются с обех сторон элемента, если его тощина S d 1,5 раза превышает высоту шва. при толщине элемента менее указанной швы дожны быть смещены один относительно другого на расстояние L больше или равно 2 S; 

д) прерывистые швы на элементах кранов, подверженных коррозии ( краны, предназначенные для работы на открытом возхе, в химических цехах и т.п.) допускаться не должны;

е) в соединениях несимметричных профилей швы следует размещать так, что бы их общий центр тяжести совпадал с центром тяжести привариваемого профиля (в проекции),  если это невозможно, необходимо учесть напряжения, вызванные экцентриситетом;

ж) выполнение клепанных и сварных соединений в одном узле не допускается.

64. Исполнительные чертежи должны содержать указания, касающиеся конструкций сварных соединений, а также указания по механической и гермической обработке. Монтажные швы должны быть обозначены особо.

65. Для заготовки элементов конструкции из листов, профильного проката, труб и других материалов допускается применение всех способов резки, обеспечивающих получение форм и размеров этих элементов в соответствии с рабочими чертежами. Резка материалов и полуфабрикатов из стали, чувствительной к структурным изменениям при быстром нагреве и охлаждении, должна производиться по технологии, исключающей возможность образования трещин или узудшения качества металла на кромках, а так же в зоне термического влияния.

66. При сборке конструкции под сварку должна быть обеспечена точность соединений в пределах размеров и допусков, установленных чертежами инструкцией по технологии сварки.

67. Свариваемые кромки, а также прилегающая к ним поверхность металла шириной не менее 20мм перед сваркой должны быть зачищены до чистого металла.

68. Сварка металлокнструкций кранов должна производиться в помещениях, исключающих влияние неблагоприятных атв\мосферных условий на качество сварных соединений.Выполнение сварочных работ на открытом воздухе допускается при условии применения соответствующих приспособлений для защиты мест сваки от атмосферных осадков и ветра.

69. Возможность и порядок производства сварочных работ при температуре воздуха ниже нуля градусов устанасливаются инструкцией по технологии сварки. 70. Необходимость применения предварительного и сопутствующего подогрева ( при прихватке и при сварке) и его режимы должны указываться в инструкции по тезнологии сварки. 71. Допускается изготовление сварных элементов с применением в одном и том же узле различных метов сварки, что должно быть оговорено в инструкции по технологии сварки. 72. Прихватки, выполненные в процессе сборки конструкции, могут не удаляться, если присварке они будут полностью расплавлены. Перед сваркой прихватки очищаются от шлака. 

73. После сварки выводные планки дожны быть удалены, а торцы швов зачищены.

74. Сварные соединения должны иметь клеймо млм другое условное обозначение, позволяющее установить фамилию сварщика, производившего сварку. Метод макировки, применяемый для сварных соединений, не должен ухудшать качества маркируемых изделий. Маркировка должна выполняться методами, обеспечивающими ее сохранность в процессе эксплуатации крана. Метод и место маркировки должны быть указаны на чертежах. 

75. Необходимость термической обработки сарных соединений несущих элементов крановых конструкций должна устанавливаться техническими условиями на изготовление, ремонт или реконструкцию кранов. Вид термической обработки и ее режимы устанавливаются инструкцией по технологии сварки.

76. Контроль качества сварных соединений, приводимый при изготовлении, реконструкции и ремонте кранов отделом технического контроля должен осуществляться внешним осмотром и измерением, просвечиванием ( рентгено- или камма-графирование ) стыковых швов и механическими испытаниями.

77. Контроль качества сварных соединений, проводимый при изготовлении, реконструкции и ремонте кранов отделом технического контроля должен осущетвляться внешним осмотром и измерением, просвечиванием (рентгено- или гамма - графирование) стыковых швов и механическими испытаниями.

78. Внешнему осмотру и измерению подлежат все сворные соединения с целью выявления в них следующих возможнвх наружных дефектов:

а) излома или неперпендикулярности осей соединяемых элементов;

б) смещения кромок соединяемых элементов;

в) отступлений по размерам и форме швов от чертежей ( по высоте катету и ширине шва, по равномерности усиления и др.);

г) трещин всех видов и направлений;

д) наплывов, подрезов, прожогов, незаваренных кратеров, непроваров, пористости и других технологических дефектов.

Перед внешним осмотром поверхность сварного шва и прилегающих к нему участков основного металла шириной не менее 20 мм в обе стороны от шва должна быть зачищена от шлака, брызг, натеков металла и других загрязнений.

Осмотр и измерение сварных соединений должны производиться с двух сторон по всей протяженности в соответствии с ГОСТ 3242-69 "Швы сварные, методы контроля качества" и инструкцией по контролю сварных соединений. в случае недоступности для осмотра внутренней поверхности сварного соединения осмотр производится только с наружной стороны.

79. Контроль сварных соединений просвечиванием должен проводиться в соответствии с ГОСТ 7512-69 "Швы сварные. Методы контроля рентгенографированием и гамма-графированием". просвечиванию должно подвергаться не менее 25% от длины шва контролируемого соединения. Места просвечивания устанавливаются отделом технического контроля. Перед просвечиванием соответствующие участки сварного соединения должны быть замаркированы с таким расчитом, чтобы их можно было легко обнаружить на контрольных рентгено - или гамма-снимках.

80. Оценка качества сварных соединений по результатам внешнего осмотра и просвечивания долна производиться в соответствии с техническими успловиями на изготовление, ремонт или реконструкцию кранов, которые должны содержать нормы оценки качества сварных соединений, исключающие выск изделий с дефектами, снижающими их прочность и эксплуатационную надежность.

81. В сварных соединениях не допускаются следующие дефекты:

а) трещины всех видов и направлений, расположенные в металле шва, по линии сплавления и в околошовной зоне основного металла, в том числе и микт\ротрещины, выявляемые при микроисследовании;

б)непровары ( несплавления), расположенные на поверхности и по сечению сварного соединения( между отдельными валиками и слоями шва и между основным металлом и металлом шва);

в) непровары в вершине ( корне) угловых и тавровых сварных соединений, выполненных без разделки кромок;

г) поры, расположенные в виде сплошной сетки;

д) подрезы и налывы( натеки);

е) незаваренные кратеры;

ж) свищи;

з) незаваренные прожоги в металле шва;

и) прожоги и подплавления основного металла ( при стыковой контактной сварке труб);

к) смещение кромок выше норм, предусмотренных чертежами.

82. При выявлении во время просвечивания недопустимых дефектов в сварных соединениях просвечиванию доллжно быть подвергнуто все контролируемое соединение. Дефектные участки сварных швов, выявленные при контроле, должны быть вырублены и переварены. 

83. Замена прослечивания другими методами контроля может производиться по рекомендации специализированного научно-исследовательского института по согласованию с Ростехнадзором (Госгортехнадзорам СССР).

84. Механические испытания проводятся с целью проверки соответствия прочностных и пластических характеристие сварного соеддинения на контрольных образцах, сваренных в условиях, полностью отвечающих условиям изготовления элеметов металлоконструкций ( те же основные и присадочные материалы, те же сварочные режимы, то же положение сварки).

85. На специализированных предприятиях по изготовлению, ремонту и реконструкции кранов механические испытания должны  проводиться периодически в соответствии с техническими условиями, а при выполнении указанных работ на неспециализированном предприятии контрольные образцы должны сваниваться каждым сварщиком, принимавшим участие в сварке металлоконструкции крана в количестве не менее двух для каждого вида испытаний ( растяжение, изгиб).

86. Проверка механических свойств сварного соединения на контрольных образцах производиться вне зависимости от вида сварно соединения изделия путем испытаний на растяжение и на изгиб образцов, свареных встык. Образцы изготовляются по ГОСТ 6996-66 "Швы сварные. Методы определения механических свойств металла и варного соединения". Образцы на растяжение и изгиб испытывабтся со снятым усилением. В образцах, предназначеных для испытания на изгиб, сварной шов должен располагаться поперек образца. Результаты технических испытаний считаются удовлетворительными, если :

а) временное сопротивление не ниже нижнего предела временного сопротивления металла, установленного для данной марки стали Ростехнадзором стандартом или техническими условиями;

б) угол загиба не менее 100 градусов.

Указанные показатели мехнических свойст понимаются как средние. Для отдельных образцов допускается снижение не более чем на 10%.

87. Качество сварных соединений считается неудовлетворительным, если в них при любов виде контроляч будут обнаружены внутрение или наружные дефекты, выходящие за предлы норм, установленных настоящими правилами, техническими условиями на изготовления, ремонт или реконструкцию изделия и инструкцие по контролю варных соединений.

 

Новости
С 1 по 4 марта 2018 года в МВЦ «Крокус ЭКСПО» пройдет XIV Международная выставка «Салон Каминов» — уникальная возможность для налаживания деловых контактов, развития межотраслевого сотрудничества, обмена опытом с региональными и мировыми производителями каминов, печей и отопительного оборудования. Это лучший способ составить наиболее полное представление о новых разработках в данной области, изучить покупательский спрос и предложения рынка.
С 1 по 4 марта 2018 года в МВЦ «Крокус ЭКСПО» пройдет XI Международная выставка «Дом и Сад. Moscow Garden Show», которая в очередной раз станет самым важным местом встречи для всех тех, чья профессиональная деятельность и интересы связаны с ландшафтным дизайном.
С 1 по 4 марта 2018 года в МВЦ «Крокус ЭКСПО» пройдет XIV Международная выставка «Деревянный Дом. Весна — 2018» — один из самых успешных проектов в сфере деревянного домостроения. Мероприятие соберет вместе ведущие российские и зарубежные компании, производителей, поставщиков, архитекторов, строителей и дизайнеров.