Нормирование опасных и вредных производственных факторов

Безопасность проведения работ при механизированном перемещении грузов определяется в первую очередь, требованиями безопасности при составлении технического задания на конструирование грузоподъемных машин, при разработаке экскизного и рабочего проекта, выпуске и испытаниях опытного образца и предаче его в серийное производство (ГОСТ 15.001-73).

Общие требования безопасности к производственным процессам регламентирует ГОСТ 12.3.002-75; основные требования безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ – ГОСТ 12.3.009-76; требования безопасности к процессам премещения грузов на предприятиях ГОСТ 12.3.03\21-80; основные требования безопасности к грузоподъемному оборудованию – страндарты на общие технические требования к соответствующим типам машин ( например, ГОСТ 24378-80 Е, ГОСТ 12.2.053-83, ГОСТ 12.2.065-81, ГОСТ 12.2.071-82, ГОСТ 12.2.074-82 и др.)

Основными методами оценки соответствия процессов перемещения грузов требованиям безопасности и гигиены труда [4] являются: на стадии проектирования  - метод жкспертной оценки полноты учета требований безопасности и гигиены труда, предусмотренных соответствующими стандартами, правилами и нормами безопасности; на стадии проведения работ по перемещению грузов-метод сопоставления фактического значения контролируемого опасного или вредного производственного фактора с его нормативнми значениями.

Нормативные значения соответствующих опасных и вредных производственных факторов приводятся в стандартах на технические условия грузоподъемных машин в соответствии с данными стандартов системы стандартов безопасности труда (ССБТ), строительными нормами и правилами, санитарными номами и т.п. Из числа нормируемых параметров, учет которых является обязательным при конструировании грузоподъемных машин, следует выделить : шум, общую и локальную вибрацию; температуру; влажность и подвижность воздуха в кабине управления; запыленность и загазованность воздуха; освещенностьь кабины, грузозахватного устройства и погрузочно –разгрузочной площадки; ускорение и замедление машины; тормозной путь; углы наклона основания; превышение массы поднимаемого груза по сравнению с номинальной грузоподъемностью.

Шум по характеру спектра согласно «Санитарным нормам № 3223-85 доспустимых условий шума на рабочих местах» можно разделить на : широкополосный с непрерывным спектром шириной более одной октавы; тональный, в спектре которого имеются выраженные дискретные тона.

По временным характеристикам шум следует разделить на постоянный, уровень звука которого за восьмичасовой рабочий день изменяется во времени не более чем на 5 дБ А при измерениях на временной зарактеристике «медленно» шумомера ( ГОСТ 17187-81); непостоянный, уровень звука которого за восьмичасовой рабочий день изменяется во времени более чем на 5 дб А. Непостоянный шум может быть : колеблющимся во времени, уровень звука которого нерерывно изменяется во времени ; прерывистым, уровень звука которого измеряется ступенчато на 5 дБ А и более,  причем длительность интревалов, в течение которыз уровень звука остается постоянным, сосотавляет 1с и более; импульсным , состоящим из одного или нескольких звуковых сигналов, каждый длительностью не менее 1с, при этом уровни звука, измерение в дБ А1 А соответственно на временных характеристиках « импульс» и «медленно» шумомера, отличаются не менее чем на 7 дБ.

Характеристикой постянного шума на рабочем месте ясляются уровень звкового давления L (дБ) в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000 и 8000 Гц. Уровень звукового давления

                                                   L=20 lg p/p0 

Где p – среднее квадратическое значение звукового давления, Па; p0 =2E-5 – исходное заначение звукового давления в воздухе, Па.

Непостоянный шум на рабочем месте характеризуется интегральными параметрами эквивалентного ( по энергии)  уровня звука в дБ А, определяемого в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.003-83. Допускается в качестве характеристики непостоянного шума на рабочем месте использопвать дозу шума лили относительную дозу шума в соответствии с «Методическими рекомендациями № 2908-82 по дозной оценке производственных шумов».

Допустимые уровни звукового давления в окравных полосах частот уровня звука и эквивалентные уровни звука на рабочем месте оператора грузоподъемной машины следует принимать:

Для широкополосного постоянного и непостоянного ( кроме импульсного) шумов- по данным табл.1.1.;

Для шума, создаваемого в кабине управления машины установками кондиционирования воздуха и воздушного отопления, - на 5дБ меньше фактического измеренного или определенного расчетом уровня шума, если этот уровень шума не превышает значений, приведенных в табл . 1.1;

Для колебающегося во времени прерывистого шума максимальный уровень звука не дожжен превышать 110 дБ А, а для импульсного 125дБ А.

Оптимальные уровни звука(дБ) на рабочих мессах в зависимости от категории тяжести и напряженности труда приведены в табл.1.2.

Допустимые уровни звукового давления, уровни звука и жквивалентные уровни звука на рабочих местах операторов грузоподъемных машин

Таблица 1.1

Виды работы и рабочее место Уросни звукового давления, дБ, в октавных полосках со среднегеометрическими частотами, Гц Уровни звука и жквивалентные уровни звука дБ А
31,5 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000
работа выполняемая с часто получаемыми указаниями кустическими сигналами; работа, требующая постоянного слухового контроля; операторская работа по точному графику с инструкцией; диспетчерская работа; помещение диспетчерской службы, наблюдения с речевой связью по телефону 96 83 74 68 63 60 57 55 54 65
Работа, требующая сосредоточенности; работа с повышенными требованиями к процессам наблюдения и дистанционного управления производственными циклами; рабочие места за пультами в кабинах наблюдения и дистанционно управления без речевой связи по телефону; в помещениях с шумным оборудованием 103 91 87 77 73 70 68 66 64 75
Выполнение всех видов работ на постоянных рабочих местах в производственных помещениях и на территории предприятий 107 95 87 82 78 75 73 71 69 80

Оптимальные уровни звука на рабочих местах

Таблица 1.2

Категория напряженности труда Категория работ
Легкая Средней тяжести Тяжелая Очень тяжелая

Мало напряжения

Умеренно напряженная

Напряженная

Очень напряженная

80

70

60

50

80

70

60

50

75

65

-

-

75

65

-

-

Общая и локальная вибрация. При работе грузоподъемных машин вследствие неуравновешенных силовых и кинематических воздействий возникает вибрация. Различают гигиенические и технические нормы вибрации. Допустимые значения и методы оценки гигиенических характеристик вибраций, определяющих ее воздействие на человека, регламентирует ГОСТ 12.1.012-78. Общую вибрацию по источнику ее возникновения разделяют на: транспортную, которая возникает при движении самоходной грузоподъемной машины по пересеченной местности или дороге; транспортно-технологическую, которая возникает при ограниченном перемещении грузоподъемных машин по специально подготовленным поверхностям производственных помещений или площадкам; технологическую, возникающую при работе стационарных машин иил передающуюся на рабочие места, не имеющие источников вибрации.

Гигиенические нормы общей вибрации, воздействующие на человека в производственных условияъ, установлены для длительности воздействия 8 ч. Эти нормы в логирифмических уровнях средних квадратических значений виброскорости для октавных полос частот 2, 4, 8, 16, 32 и 63 Гц.

Нормирование локальной вибрации ведется в соответсвии с "Санитарными нормами и правилами № 304-84 при работе с машинами и оборудованием, создающими локальную вибрацию, предающуюся на руки работающих" Источником возникновения локальной вибрации являются органы ручного управления грузоподъемных машин. По направлению действия локальная вибрация действуюет вдоль осей ортогональной системы координат Xл, Y л, Zл, когда ось Xл параллельна оси места охвата источника вибрации (рычага управления, рулевого колеса, рукоятки и т.п.), а ось Zл лежит в плоскости, образованной осью Xл и направлением подачи или приложении силы от руки опреатора.

Локальную вибрацию по характеру спектра разделяют на узко- и широкополосную. Контролируемые параметры узкополосной локальной вибрации в одной 1/3- октавной полосе частот более чем на 15 дБ превышают занчения в соседних 1/3-окравных полосах. По частотному составу локальная вибрация бывает низкочастотная с преобладанием максимальных уровней в октавных полосах частот 8 и 16 Гц, среднечастотная - 31,5 и 63 Гц и высокочастотная - 125, 250, 500 и 1000 Гц.

Локальная вибрация может быть постоянной, когда логарифмические уровни виброскорости изменяются не более чем в 2 раза (на 6 дБ) за время наблюдения не менее 1 мин, и непостоянной, когда логарифмические уровни виброскорости изменяются не менее чем в 2 раза за 1 мин. Непостоянную вибрацию разделяют на колеблющуюся во времени, прерывистую и импульсную.

Гигиеническая оценка постоянной и непостоянной локальной вибрации производится следующими методами:

частотным спектральным анализом нормируемых параметров; интегральной оценкой по частоте нормируемого параметра; дозной оценкой. Методы интегральной и дозной оценки параметров локальной вибрации могут применяться в качестве ориентировчных. При частотной спектральном анализе нормируемыми параметрами являются средние квадратические занчения виброскорости V и виброускорения a или их логарифмичские уровни Lv и La, измеряемые в октавных полосах частот. Логарифмические уровни (дБ) виброскорости Lv и виброускорения La^

Lu=20lg u/5 х 10 -8; La=20lg a/3 x 10-4ст.,

где u-среднее квадратическое значение виброскорости, м/с; a - среднее квадратическое значение виброускорения, м/с2.

Соотношения между логарифмическими уровнями (дБ) виброскорости (виброускорения) и их средними квадратическими значениями (м/с и м/с2) приведены в табл. 1.3 и 1.4.

Предельно допустимые контролируемые параметры локальной вибрации (табл. 1.5) задаются для длительности вибрационного воздействия на оператора в течение 480 мин (8ч).

Метеорологические условия (микроклимат) в кабинах управления грузоподъемных машин. Эти условия определяются температурой, относительной влажностью и скоростью движения воздуха на рабочем месте. В соответсвии с ГОСТ 12.1.005-76 при выборе оптимальных (таб. 1.6) и допустимых метеорологических условий в рабочей зоне следует учитывать: холодный и преходный приоды года со среднесуточной температурой наружного воздуха менее + 10 градуссов по Цельсию и теплый приод с температурой + 10 градуссов по Цельсию и выше; категорию работ по степени тяжести; требования к характеристике кабины (незначительное количество явной теплоты, приходящейся на 1 м3, должно быть 23,2 Дж/(м3 x с). Явная теплота поступает в кабину от отопительных приборов, внешних тепловых источников и др.

Предельно допустимые концентрации (мг/м3) вредных веществ. Эти концентрации регламентирует ГОСТ 12.1.005-76.

Освещенность в кабине управления и на погрузочно-разгрузочной площадке определяется наименьшими размерами объекта различения, фоном и контрастом объекта с фоном. Нормы проектирования производственного освещения (СНиП II-4-79) задают количественную (минимальная освещенность) и качественные (показатель ослепленности и дискомфорта, глубина пульсации овещенности) характеристики искусственного освещения. Принято раздельное нормирование освещенности в зависимости от применяемых источников света и системы освещения (общая иил комбинированная) .

Минимальная освещенность грузозахватного устройства грузоподъемной машины дожнасоставлять не менее 10 лк (ГОСТ 24378-80 Е).

Новости

1476887552_223031709_43823

Глава делегации РФ на конференции ООН ХАБИТАТ III, замглавы Минстроя России Андрей Чибис выступил с инициативой создания открытого и постоянно обновляемого международного каталога лучших практик в сфере городского развития и благоустройства

ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Автор: Владимир ГУРВИЧ

Дороги остаются ахиллесовой пятой России. Но не все так плохо, что-то меняется к лучшему.

 

В Москве состоялось крупное мероприятие — выставка-форум «ДОРОГАЭКСПО-2017». Оно снова привлекло внимание к состоянию российских дорог. Эта проблема актуальна уже не первый век. И едва ли не каждый правитель государства российского обещает ее решить. Но вместо этого дорожная проблема по наследству переходит к следующему руководителю. Поэтому столь важно и интересно, что происходит с нашей дорожной сетью на данном этапе.

 

От Олимпиады к чемпионату мира

Сегодня общая протяженность российских дорог составляет почти 1,5 млн км. Из них около 913 тыс. км — это дороги местного значения, 516 тыс. км — региональные трассы. И еще 52 тыс. км имеют статус федеральных магистралей.

На финансирование дорожного строительства в 2017 году было выделено 500 млрд рублей, в планах на 2018 год эта сумма увеличивается на 15%. В итоге в следующем году финансирование дорожных строек «дополучит» 287 млрд рублей по сравнению с текущим годом. По словам руководителя Росавтодора Романа Старовойта, более половины дорожного фонда страны будет выделено на ремонт и содержание федеральных трасс, и такая политика позволит впервые в истории нашей страны привести все федеральные дороги к нормативному состоянию.

Состояние дорог в России сейчас. Актуальные проблемы строительства федеральных дорог.